Пресс-центр

Новые технологии реабилитации детей в санатории «Лесная сказка»

Каждый год специалисты санатория внедряют новейшие технологии для реабилитации маленьких пациентов в санаторных условиях.
С июня 2016 года  врач-психотерапевт Нона Дроздова внедрила метод лечения и реабилитации «зоотерапия» с использованием специально отобранных и обученных собак.
В настоящее время применяются также термины анимо - или анималотерапия и пет-терапия. Иногда к методам анималотерапии относят не только контакты с настоящими животными, но и использование символов животных. Однако единой общепринятой терминологии у зоотерапии пока нет.
Отдельные виды анималотерапии именуются названиями животных, участвующих в лечебном процессе.

Выделяют иппотерапию, дельфинотерапию, фелинотерапию. Имеются данные о тюленетерапии, проводящейся специалистами Мурманска. В принципе, при умелом подходе, многие животные могут положительно влиять на здоровье и душевное состояние человека. Однако наиболее эффективными лекарями являются, безусловно, собаки. Они исцеляют благодаря своему дружелюбию, искренности, преданности человеку, а также врожденному социальному поведению. Кроме того, собаки используются в терапии чаще других животных, так как они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.

Лечение с помощью собак называют канистерапией, или лечебной кинологией, и она по праву является самой востребованной отраслью зоотерапии.
В настоящее время лечебная кинология весьма распространена в западных странах. С тех пор многие госпитали имеют в своем штате собак, которые получают зарплату и пользуются социальными привилегиями. В России также появляется все больше канистерапевтических организаций в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Мурманске.

В  результате  реабилитации с  помощью  канистерапии у детей повышается  мотивация к двигательной активности, мотивация  вербализации чувств, реализуется  потребность в общении, любви и уважении, физическом контакте, потребность быть признанным  и  потребность  в  проявлении  заботы  об окружающих. Развивается познавательная сфера ребенка, расширяется кругозор и словарный запас, повышается интерес к обучению.

Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, аутисты  и  дети  больные  ДЦП,  общаются  с  взрослыми  и  со  сверстниками более открыто и непосредственно, когда это взаимодействие строится вокруг собаки и вместе с собакой. Координируются  движения  с  произвольным  расслаблением  скелетной  и дыхательной  мускулатуры. Тревожные дети после определенных упражнений, в которых основным является телесный контакт с собакой, становятся спокойней и уверенней. 


Нона Федоровна рассказывает:
- Уникальность метода состоит в том, что, как  и  во  многих  случаях,  вся  работа  психотерапевта строится  на  игротерапии,  и  традиционно  в  начале  работы  основная  задача  специалиста,  особенно  при  работе  с  детьми,  имеющими  сложную  психофизическую  патологию  в  развитии - найти  пути для  создания  прямого,  диалогового  контакта. Но  в  случае  сложных сочетанных  искажений  у  ребенка (аутизм, мутизм, олигофрения),  как  раз  это взаимодействие невозможно наладить. У таких детей очень сложно вызвать  даже  незначительную  реакцию  в  процессе  взаимодействия, они просто не видят специалиста. Они  мало  эмоциональны,  с  бедной  мимикой,  зачастую  с  жесткими стереотипиями,  астеничны  либо  излишне  возбудимы,  что  тоже  затрудняет воспринимать информацию извне. При использовании собаки практически всегда происходит  центрация  на ней. Она  не  входит  в  зону привычного  реагирования  на  среду.  Вызвать  такой  же  по  силе  отклик  в  процессе игротерапии не удается, так как взаимодействие с любым специалистом вызывает уже сложившиеся  в  процессе  жизни,  наработанные  эмоциональные  отклики,  вплоть  до страха  взаимодействия  с  человеком  (аутизм)  или  отказа  взаимодействия  в  случае тяжелой формы умственной отсталости.

Таким  образом,  в  процессе  канистерапии  удается вызвать  мощное  положительное  эмоциональное  возбуждение,  что является базовым в процессе реабилитации развития такого ребенка.

Канистерапия в Республиканском детском санатории «Лесная сказка» Минздрава Чувашии в основном ориентирована на возраст  5–12  лет,  когда   велики  компенсаторные  возможности  мозга  и  еще  не  успел сформироваться патологический стереотип поведения. Но дети и более старшего возраста с удовольствием принимают участие в занятиях и уходе за животным. В лечении участвует собака породы бигль - Хеппи Челси (хозяин –  волонтер студент медицинского института Дроздов Ярослав Сергеевич, консультативную помощь оказывает опытный  кинолог заводчик Нижерадзе Марина Валентиновна).  

Лечение назначается и детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, РЭП, ЗНПР, ВСД, расстройством адаптации, транзиторным тикозным  расстройством, энурезом неорганической природы, заиканием, фобиями, соматоформными расстройствами.

У детей  младшего  подросткового  и подросткового возраста происходит  формирование стратегий взаимодействия в группе, развитие лидерских качеств,  принятие  ответственности  за  собственные  решения,  рост доверия к окружающим, снижение уровня тревожности.

Занятия проводятся как  индивидуально,  так  и  в группах по 5 – 7  человек, в среднем  по 60 минут 2 – 3 раза в неделю.

Группы объединяются по симптоматике и возрасту. На занятиях используются различные  приемы:  игры,  викторины,  сказкотерапия, арттерапия. Дети познают навыки ухода за животным: выгул, кормление, расчёсывание, дрессировка, аппортировка. Отдавая команды, проявляя заботу, осуществляя уход, у детей развивается самостоятельность и формируется понимание нелёгкого «труда воспитателя» и адекватное отношение к послушанию.

Главный врач санатория Елена Гурьева отметила:
- Собака  живо  реагирует  на  поведение  ребенка,  но  сами  дети  не  всегда  обращают внимание  на  реакцию  собаки,  порою  не  умеют  эту  реакцию  прочитывать. Поэтому специалист  выступает  как  посредник,  как  переводчик  в  этих  отношениях.  Он вербализует  эмоциональные  и  поведенческие  реакции  собаки,  помогая  ребенку  их понимать. Общение  с  животным  стимулирует  общение  между  детьми  и  их совместную  деятельность. Это  вызывает  у  детей  положительные  эмоции.  В итоге в результате канистерапии мы наблюдаем улучшение физического и эмоционального состояния детей, гармонизацию  психического состояния,  снижение уровня тревожности, напряженности, повышение эмоционального фона, раскрепощённость и повышение уровня  коммуникативных навыков, уменьшение аутизации и фобий, расширение кругозора, рост познавательной активности, приобретение опыта взаимоподдержки, взаимопомощи и это улучшает их социальное взаимодействие. Все это способствует  тому, что дети с увлечением включаются и в другие виды развивающей деятельности (развивающие игры, познавательные игры, рисование, лепка и др.).



13 января 2017
14:00
Распечатать
Поделиться