Неврологическое отделение "Мать и дитя" ( "Алый парус" )

Телефоны

8 (8352) 62-65-29, 8 (8352) 62-65-64

Неврологическое отделение является структурным подразделением БУ «РДС «Лесная сказка» Минздрава Чувашии.
Структура отделения: 25 коек для лечения больных по системе «Мать и дитя» с неврологической патологией.

Неврологическое отделение организовано на базе детского санатория «Алый парус» в 1995г. Оно рассчитано на 50 коек для детей с заболеваниями нервной системы.
В отделении работают: 1 врач – невролог, 4 медсестры и 4 санитарки.
Каждая палата отделения состоит из комнаты площадью - 12 кв.м и совмещённым санузлом (ванной и туалета).
Имеется учебный класс для детей младшего и старшего возраста. Оснащенный шкафами, столами, стульями для проведения занятий и настольных игр.
Медицинская помощь в отделении проводится согласно стандартам санаторно-курортной помощи больным с болезнями нервной системы (приложение к приказу МЗСР РФ от 22 ноября 2004г. №     ).
Проводятся диагностические процедуры: аускультация, перкуссия, измерение пульса, частоты сердечных сокращений и дыхания, АД, динамометрия. Соблюдаются двигательно - охранительные режимы по 3 типам: тренирующий, тонизирующий, щадящий.
Детям назначается 5-ти разовое питание, ЛФК, массаж, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия, психотерапия, занятия логопеда, фитотерапия, минимальная медикаментозная терапия, терренкур, воздействие климатом.

Основными задачами отделения являются:

1. Восстановление здоровья, нарушенного хроническим заболеванием, травмой   или дефектом развития.

2. Закрепление достигнутой клинико-лабораторной ремиссии.

3. Проведение противорецидивного лечения.

4. Мобилизация и укрепление защитных сил организма.

5. Профилактика прогрессирования нарушений функций нервной системы и лечение сопутствующей патологии.

6. Внедрение в практику работы современных методов восстановительного лечения, проведение научно-практической работы.


Функции неврологического отделения:

- Осуществляет госпитализацию больных по путёвкам установленного образца.

- Осуществляет реабилитацию больных в соответствии с современными  достижениями медицинской науки, практики и методами разрешенными к применению в установленном порядке.

- Обеспечивает необходимый уход за больными на основании принципов лечебно-охранительного режима и соблюдения правил медицинской деонтологии.

- Обеспечивает неукоснительное выполнение приказов и инструкций по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима и профилактике внутрибольничных инфекций, соблюдению правил внутреннего распорядка в отделении.

- Обеспечивает рациональное использование лекарственных средств, перевязочного материала и медицинской аппаратуры и оборудования.

- Осуществляет учёт прихода и расхода сильнодействующих препаратов, этилового спирта и расходного материала.

- Проводит анализ качественных показателей работы отделения, эффективности результатов восстановительного лечения больных.

- Постоянно работает над повышением квалификации медицинского персонала.

- Проводит санитарно-просветительную работу по повышению медицинской грамотности и пропаганде здорового образа жизни среди больных, ухаживающих и населения.

- Оказывает организационно-методическую и консультативную помощь лечебно-профилактическим учреждениям Республики.

Общие противопоказания

1.Все заболевания в остром периоде.
2.соматические заболевания, требующие лечения в условиях стационара.
3.Перенесённые инфекционные заболевания до окончания срока изоляции.
4.Бациллоносительство дифтерии и кишечных инфекционных заболеваний.
5.Все заразные и паразитарные заболевания кожи и глаз.
6.Злокачественные новообразования, злокачественная анемия, лейкемия (кроме специализированных санаториев).
7.Амилоидоз внутренних органов.
8.Туберкулёз лёгких и других органов.
9.Судорожные припадки и их эквиваленты, патологическое развитие личности с выраженными расстройствами поведения и социальной адаптации.
10.Наличие сопутствующих заболеваний, противопоказанных для данного санатория.
11.Больные, требующие постоянного индивидуального ухода.
12.Психические заболевания.


Комплекс реабилитационных мероприятий.

Санаторно-гигиенический и дифференцированный лечебный режим назначается соответственно характеру и тяжести заболевания.
1.Щадящий режим назначают временно всем детям в течении первых 5-7 дней (в зависимости от состояния здоровья, возраста) при интеркуррентном заболевании или обострении основного процесса болезни.
2.Тонизирующий режим назначается детям, у которых имеются выраженные функциональные отклонения со стороны внутренних органов или же детям с быстрым истощением нервных процессов.
3.Тренирующий лечебный режим – общесанаторный, он назначается детям, у которых уже нет выраженных отклонений со стороны внутренних органов. Этот режим по активности приближается к режиму практически здоровых детей

Полноценное рациональное и лечебное питание.
Основной вариант:    предусматривает разнообразное питание с достаточным возрастным количеством белков, жиров, углеводов, витаминов, килокалорий.
Диета гипоаллергенная:   1- с исключением облигатных аллергенов; 2 – с исключением облигатных аллергенов, цельного молока, сахара вообще; 3 – индивидуальная: с исключением причинно значимых пищевых аллергенов.

Использование природных лечебных факторов.
1.Климатолечение: гелиотерапия – лечебное и оздоровительное влияние солнечных лучей. Воздействие инфракрасных лучей вызывает усиление деятельности сердца и активизирует кровообращение, усиление потоотделения, УФО лучей вызывают образование в коже различных биологически активных веществ и витаминов, пигмента меланина, активизируют приспособительные защитные силы организма.
2.Негазированные минеральные воды: «Сывлах», «Волжские зори». Принимают в тёплом виде при температуре 40-42С по ½ - ¾  - 1 стакану в день за 40 – 60 минут до еды. Курс питьевого режима продолжается в течении 21 – 24 дней.
3.Фитотерапия. Применяются желудочные, желчегонные, противовоспалительные, общеукрепляющие, тонизирующие, седативные, витаминные по 30 – 50 мл. 2 – 3 раза в день, курс 12 – 18 дней, при отсутствии противопоказаний.
4.Аэроионотерапия для повышения физической и умственной работоспособности. Вдыхаемые аэроионы, которые в большом количестве вырабатываются в лесах отдают свои электрические заряды эритроцитам крови, а  они-клеткам и тканям всего организма, нормализуя биологически активные точки, положительно влияют на метаболизм, повышают жизненный тонус.

Использование лечебной физкультуры.
ЛФК – широкий комплекс средств, включающий в себя лечебную гимнастику, утреннюю гигиеническую гимнастику, механотерапию, терренкур, гидрокинезотерапию. ЛФК оказывает общеукрепляющее и специфическое воздействие на организм ребёнка. Занятия ЛФК способствуют улучшению настроения и самочувствия детей, эмоционального тонуса и физического развития, повышению функциональных способностей нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем организма. Специфичность воздействия заключается в том, что при физических упражнениях с рефлексогенных зон кожи, мышц, сухожилий, суставов возникают нервные импульсы, которые перерабатываясь в головном мозге, стимулируют двигательные функции, нарушенные различными заболеваниями и травмой. Ценность их заключается ещё и в том, что они активно способствуют восстановлению функций, развитию автоматизированных движений и образованию новых условных рефлексов. Лечебная гимнастика в неврологическом отделении применяется по специальным методикам, индивидуальным и групповым (пассивная гимнастика, обучение координации движений, стоянию и ходьбе, укреплению ослабленных мышц). Ведущей методикой в реабилитации неврологической патологии является кондуктивная педагогика, когда одновременное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности проводится в процессе игры.
Наиболее эффективно проведение гимнастики в воде (гидрокинезотерапия). При занятиях в воде (t воды – 34-34 С) происходит расслабление спастических мышц, облегчаются движения в конечностях, улучшается переферическая гемодинамика, происходит стимуляция регенераторных процессов в мышечной и костной ткани.
Используются упражнения, способствующие нормализации органов кровообращения, пищеварения, мочевыделения и дыхания. Занятия индивидуальные и групповые в сочетании с утренней гигиенической гимнастикой, закаливающими мероприятиями.
Механотерапия (занятия на тренажёрах) проводятся в основном с детьми старшего      дошкольного и школьного возраста. Физические упражнения на вело-тренажёре, министеппере, беговой дорожке способствуют улучшению крово- и лимфообращения, обмена веществ в мышцах и суставах, увеличению силы и восстановлению их функции, а также увеличению ударного и минутного объёма крови, улучшению коронарного кровообращения и легочной вентиляции, повышению физической работоспособности.
Аппаратная физиотерапия.
Методы физиотерапии оказывают активное биологическое воздействие на организм, регулируя его жизненные функции, повышая сопротивляемость вредных влияний окружающей среды. Одновременно способствует ликвидации местного процесса в поражённом органе. Физические методы применяются при лечении как острых, так и хронических заболеваний органов ЖКТ и МВС в комплексе с другими лечебными средствами.

Основные задачи ФТЛ детей с неврологической патологией:
1.нормализовать обмен веществ и функциональное состояние ЦНС, способствовать восстановлению адаптационно-трофических функций вегетативной нервной системы;
2.отрегулировать процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга;
3.ускорить восстановление двигательной функции конечностей, предупредить развитие контрактур, атрофии, деформации;
4.повысить общий тонус организма и его защитные силы.

В неврологическом отделении используются:

1.Воздействие электрическим полем УВЧ.
2.Воздействие синусоидальными модулированными токами (СМТ).
3.Воздействие диадинамическими токами.
4.Электрофорез лекарственных средств на различные отделы позвоночника, сегментарно – рефлекторная, эндоназальная и общая методика
5.Электросон.
6.Воздействие коротким ультрофиолетовым излучением.
7.Воздействие высокочастотными электромагнитными полями.
8.Воздействие электромагнитным излучением дециметрового диапазона.
9.Ингаляции с минеральной водой.
10.Использование парафина.
11.Воздействие лечебной грязью – гальваногрязь.
12.МИЛТерапия.

Массаж в реабилитации неврологических больных играет особую роль. В первую очередь он используется для коррекции мышечного тонуса (расслабляющие приемы при высоком тонусе, тонизирующие приёмы для вялых ослабленных мышц). Потоки импульсов, возникающие в рецепторах кожи, связок, мышц устремляются в кору головного мозга, оказывают большое влияние на центральную и вегетативную нервную систему. Под влиянием массажа расширяются кровеносные сосуды, открываются резервные капилляры, значительно улучшается крово- и лимфообращение, обменные процессы, деятельность ССС, дыхания, пищеварение.

Водолечение. Активизируются адаптационные, метаболические процессы в организме, улучшается коллатеральное кровообращение, кровенаполнение поражённых органов. Ванны ароматические, минеральные. Т 37 -38С по 12-15 мин. через день №8 – 10.

Рефлексотерапия. При рефлексотерапии возможно целенаправленное влияние на тот или иной синдром, стимулирование репаративных процессов в организме. Подбор точек и методика лечения индивидуальны.

Медикаментозная терапия  по показаниям. Нейрометаболиты (пантогам, ноотропил, пикамилон, актовегин, церебролизат), вазоактивные препараты (циннаризин, кавинтон, пентоксифиллин), витамины группы В, адаптогены (элеутерококк, н-ка аралии), биотики (глицин, биотредин, лемонтар).

Психотерапия.  Учитывая совместное пребывание матери и ребёнка, используются различные методы психотерапии, направленные на гармонизацию внутрисемейных отношений, на коррекцию воспитательного подхода к ребёнку в семье с целью развития гармоничной и целостной личности.В тесной связи с лечебным процессом в неврологическом отделении проводится педагогическая работа, которая носит коррекционную направленность.

Психологический пальчиковый игротренинг – является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга ребёнка с отклонениями, позволяющим улучшить манипулятивную деятельность рук, расширяют и обогащают представления детей об окружающем мире, формируют основы бытовых навыков, способствуют подготовке руки к письму. Уделяется большое внимание развитию изобразительной деятельности (рисование, лепка из пластилина, аппликации, поделки из природного материала).

Игры в модульном классе – способствуют развитию игровой деятельности, пространственных представлений и формируют конструктивное воображение у детей.

Социальная адаптация. Помощь в подготовке и возвращению детей к обычному для сверстников образу жизни. Этапность и преемственность в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий, способствующих восстановлению нарушенных функций организма ребёнка и закреплению достигнутых результатов в лечении, а также учебно – воспитательный процесс, соответствующий возрасту и состоянию здоровья детей в виде консультативных занятий по основным школьным предметам, развлекательно – спортивно - познавательных мероприятий, проведение тренингов.